г

Чтение


Чтение






 1 класс 2 класс 3 класс 

Памятка 

"Как оформить читательский дневник?"

Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах, 
которые понравились (или не очень).

Читайте - и будьте счастливы!
Как оформить читательский дневник?
1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.
2. На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать.
3. При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку:
• Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
• Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.
• Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)
• Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.
Можно оформить и по - другому:
Если книга понравилась:
можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним 
найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество
Если книга очень понравилась:
создай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
придумай загадки или ребусы о героях;
составь кроссворд по прочитанному;
можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

1. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
2. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
• Опиши внешность героя,
• Назови черты его характера
• Каковы его любимые занятия
• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
• Кто его друзья? Какие они?
• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
• А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
• Нарисуй портрет любимого героя
3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
4. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
5. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
6. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.
Творите! Придумывайте! Дружите с книгой!



Словарь-справочник
по литературному чтению






Абзац часть текста от одной красной строки до следующей.
Автор - создатель какого-либо произведения литературы, музыки, изобразительного искусства.
Аллегория –скрытый смысл, намёк,- выражение сложного явления, мысли, идеи с помощью конкретного предмета, "лица", жизненного примера, символа, знака.
Аннотация  - краткое изложение содержания книги. Аннотация обычно помещается в начале или в конце книги.
Антонимы - слова, имеющие противоположные значения.
Басня - небольшое аллегорическое произведение, чаще стихотворное, с нравоучительным содержанием.
Герои ( животные, предметы ) басен - аллегории жадности, глупости, тупости, хвастовства, зазнайства и других отрицательных человеческих качеств. Басня часто заканчивается моралью - выводом автора, в котором разъясняется основная поучительная или нравоучительная мысль басни. Иногда мораль может предварять басенную историю.
Герой литературного произведения - действующее лицо, персонаж, образ, созданные воображением автора. В художественном произведении обычно действует не один герой. Герои могут быть главными и второстепенными, положительными и отрицательными.
Положительные герои наделены привлекательными качествами, значимыми для автора и выражающими его представление о том, каким должен быть человек.
Отрицательные герои  - носители качеств, которые автор осуждает, противопоставляя их высшим ценностям жизни - любви, добру,правде, верности.

Гимн - торжественное стихотворение-песня, символ государства.
Гипербола - художественное преувеличение, которое использует писатель, чтобы показать силу, размер или значение того, что он изображает. Гипербола часто встречается в произведениях фольклора.
Диалог  - разговор двух или нескольких людей, героев в художественном произведении. 
Жанр - группа произведений с похожими художественными признаками и содержанием.
Жанры фольклора: сказка, загадка, пословица, поговорка, былина...
Жанры литературы: рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма, драма и другие.

Завязка - эпизод, с которого начинается развитие действия.
              - элемент, часть сюжета.

Загадка - иносказательное описание предмета или явления, которые можно угадать по названным признакам.
Зачин - устойчивые (постоянные) слова или фразы, с которых начинаются сказки, былины или другие произведения фольклора.
Идея произведения - основная мысль, определяющая содержание произведения.
Изобразительно-выразительные средства - приёмы, с помощью которых писатель изображает какие-то картины и выражает свои мысли и чувства, чтобы читатель смог ярко представить изображённое, испытать ответные чувства (радость, возмущение, удивление, жалость, восхищение и т.д.), задуматься о сказанном автором. Примеры изобразительно-выразительных средств:
- необычная расстановка слов
-восклицания
-обращения
вопросы к читателю
Композиция - построение произведения, порядок изложения событий, расположение частей.
Концовка - заключительная часть художественного произведения.
Кульминация - самый важный, напряжённый эпизод в развитии действия.
Метафора - слово или выражение в переносном значении, основанном на сходстве или сравнении, часто скрытом ( без слов, указывающих на сравнения: как, словно, будто и т.д.)
Олицетворение - наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами (речью, переживаниями, мыслями).
Развязка - эпизод литературного произведения, завершающий развитие действия.
Синонимы - слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
Сравнение - сопоставление людей,животных, предметов и явлений по их внешнему или внутреннему сходству.
Сюжет - цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание художественного произведения.
Тема - предмет повествования, то, что писатель изображает, о чём пишет в произведении. Тема произведения тесно связана с идеей.
Эпитет  - художественное определение, придающее образность и эмоциональность предмету, человеку, явлению.

Упражнения "Читаем словосочетания"



Упражнение "Разорви цепочку букв"



Упражнение "Слово закружилось"



Работа со словами, в которых пропущены буквы



"Марсианские" стихотворения


Это оригинальные авторские упражнения, о которых вы можете почитать здесь 

Слоговые таблицы

(тренировочный материал для отработки техники чтения) 


Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками










Нормы техники чтения в начальной школе.
Класс
на конец I полугодия
на конец II полугодия
1 кл.
 не менее 10 — 15 слов в мин
 на 2 ->    менее 15 слов в мин
на 3 ->    15-19 слов
на 4 ->   20-24 слова
на 5 ->   от 25 слов
2 кл.
на 2 ->   менее 25 слов в мин
на 3 ->   25-29 слов
на 4 ->   30-34 слова
на 5 ->   от 35 слов
на 2 ->    менее 40 слов в мин
на 3 ->   40-44 слова
на 4 ->   45-49 слов
на 5 ->   от 50слов
3 кл.
 на 2 ->   менее 40 слов в мин
на 3 ->   40-49 слов
на 4 ->   50-59 слов
на 5 ->   от 60 слов
 на 2 ->   менее 65 слов в мин
на 3 ->   65-69 слов
на 4 ->   70-74 слова
на 5 ->   от 75 слов
4 кл.
 на 2 ->   менее 65 слов в мин
на 3 ->   65-74 слова
на 4 ->   75-84 слова
на 5 ->   от 85 слов
 на 2 ->   менее 70 слов в мин
на 3 ->   70-88 слов
на 4 ->   89-94 слова
на 5 ->   от 95 слов
Класс
на конец I полугодия
на конец II полугодия
1 кл.
Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать 
 по слогам.
2 кл.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
3 кл.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.
4 кл.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.
Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.
Критерии при выставлении оценки за технику чтения:
- чтение по слогам или слово полностью,
- наличие ошибок при чтении,
- количество слов в минуту,
- выразительность,
- осознанность.
Скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения.  Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком.  Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа.
Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.
2 класс
Список литературы для уроков 
внеклассного чтения.

1.Русские народные сказки 
 -Петушок и бобовое зернышко 
 -Лисичка-сестричка и серый волк
 -Гуси-лебеди и др. сказки 
2. Сказки народов мира
3. А. Л. Барто Стихи
4. В. Осеева Рассказы
5. В. В. Бианки Рассказы о животных
6. В. Г. Сутеев Сказки 
7. Н.Н. Носов Рассказы 
8. Стихи и рассказы о временах года 
9. Рассказы и стихи о защитниках нашей Родины в ВО войне 
10. С. Михалков Стихи 
11. Б. Заходер Веселые стихи 
12. К. И. Чуковский Стихи. Загадки 
13. Л. Воронкова Рассказы 
14. С.Я. Маршак Стихи 
15.Стихи и рассказы о маме 
16. Н.Сладков Рассказы о природе
3 класс
                                                  Как помочь ребенку стать читателем.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях. Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Советы родителям
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы.
 Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
 Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
 Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
 Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.)
 На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
 В доме должна быть детская библиотечка.
 Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
 Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
 По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.
 Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
 Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
 Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
 Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.
 Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
 Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.
( ИСТОЧНИК  ЗДЕСЬ)
Список литературы для уроков 
внеклассного чтения.
1. Русская народная сказка «Хаврошечка» 
2. Русские народные песенки, потешки, небылицы, прибаутки.  
3. Л. Пантелеев. Рассказы. 
4. Г. Скребицкий. Рассказы. 
5. А Митяев. «Рассказы о ВОвойне»
6. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»  
7. Н.Ю. Дурова. Рассказы о дрессированных животных
 (или В.Л Дуров рассказы из книги «Мои звери»)
8. А. Волков "Волшебник Изумрудного города" 
9. А. Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 
10. К. Паустовский. Рассказы (кроме «Растрёпанный воробей») 
11. Б. Житков. Рассказы (кроме «Про обезьянку») 
12. В Чаплина. Рассказы.
13. С. Алексеев Рассказы на военную тему.
 С. Баруздин Рассказы на военную тему. 
14. М. Пришвин. Рассказы о природе, о животных. 
15. В. Драгунский. Рассказы. 
16. Стихи о родном крае.

Комментариев нет:

Отправить комментарий